Деловые подарки — жизненный ритуал, выполнять который приходится многим людям. Они являются средством возникновения и поддержания личных и общественных связей. Выбор официального подарка – дело серьезное, поскольку он должен иметь личный, но не слишком индивидуальный оттенок.
Выбор подарка зависит от характера отношений. Такие вещи, даже самые модные и красивые, как, например, одежда, рубашки, духи не дарят руководителям. Эксклюзивный письменный прибор, гравюра, художественный альбом — это подарки для босса.
Художественные изделия, выполненные из стекла, хрусталя, керамики, цветы, красивая коробка конфет, книги (охота, рыболовство, репродукции картин известных художников) — подарки для всех.
Тонкости этикета заключаются в том, что во многих странах дорогие подарки, предназначенные должностным лицам, воспринимаются как скрытая взятка.
Искусству дарения необходимо учиться. Вручать подарок следует, переступив порог офисного кабинета, и не только вручить, но и сказать несколько доброжелательных слов.
Получив подарок, невежливо его откладывать в сторону, следует развернуть в присутствии подарившего и выразить искреннюю благодарность. Даже если подарок не приглянулся, необходимо принять его с улыбкой.
Деловая практика предусматривает дарение подарков по различным мотивам. Такая традиция свидетельствует о доброжелательных отношениях в коллективе, улучшает деловые связи.
Поводом для вручения подарков в деловой практике являются юбилейные даты в жизни сотрудников, значительные даты в жизни фирмы, государственные праздники (День независимости и пр.), общемировые праздники (Новый Год, Рождество и пр.), личные праздники (свадьба, новоселье, рождение ребенка), деловые встречи с зарубежными партнерами.
В особо торжественных случаях к подарку прилагается адрес — красочно оформленный текст поздравления, который подписывают руководители организации или коллеги.
Трудным и деликатным вопросом является вопрос стоимости делового подарка. Стоимость его должна быть такова, чтобы он напоминал о приятном событии и не выглядел замаскированной взяткой.
Мировая практика решила эту проблему, ограничив стоимость делового подарка любому сотруднику из внешнего окружения, суммой в сто долларов.
К тому же преподнесенный дорогой подарок обязывает к ответному действию, т. е тоже к дорогому подарку, а сам факт говорит о безграмотности дарящего в вопросах делового этикета.